А как все начиналось….

Арендованный бусик

Я не очень много время уделяю соцсетям, поэтому плохо представляю себе, все процессы, которые в них происходят. Вот и группу ВК решил создать только сейчас, хотя в профильном бизнесе нахожусь аж 1997 года. А конкретные контуры по специализации «мотоциклы» стали четко прорисовываться только к 2002 году. До этого, как и пол страны в то время, занимался пригоном автомобилей из Германии и Голландии. Только, в отличии от подавляющего большинства, специализировался на грузовиках и автобусах. Поэтому конкурентов, у меня было не так и много. И вот, однажды я вспомнил, что по молодости, еще до армии, был заядлым мотоциклистом. И было у меня то, о чем в 84 году большинство сверстников могли только мечтать — Ява 634.01. Потом армия, перестройка, незаконченный до поры ВУЗ (потом все-таки осилил), Турция, Лужники….  В общем все, как у всех…. не до мотоциклов. И вот на рубеже столетий, когда обстановка в стране после очередного кризиса 1998 года стала стабилизироваться, решил наверстать упущенное. В очередную поездку в Германию за грузовым микроавтобусом купил там себе в качестве попутного груза, первый в жизни японский мотоцикл — Honda CB 500F 1995 года.

Сайт auto.ru, в то время, еще принадлежавший его основателю господину Рогальскому, только лишь набирал обороты. А основным способом коммуникации между покупателями и продавцами абсолютно всего на свете, была бумажная газета «из рук в руки». Я подумал, что не плохо бы, пока я еще в Германии, закинуть, на всякий случай, объявление о продаже только что купленного и еще не доехавшего до места назначения мотоцикла, на авто.ру и посмотреть, что из этой затеи получиться. Ну так, ради интереса…Чего немецкий воздух в кузове зря возить. А вдруг продам. Глядишь, еще и заработаю. Себе ведь я завсегда еще смогу купить. Благо поездки в Германию были с периодичностью раз в месяц.

Вообще, процесс у меня был уже достаточно отлажен. Благодаря 37 немецкой спецшколе на Таганке, языкового барьера я не ощущал. Виза у меня была постоянно открыта. В Германии была постоянная съемная квартира, ключ от которой был всегда в кармане. Спустя время даже машину там приобрел, что бы не брать ее в аренду и не клянчить у друзей и знакомых. Которых, кстати, у меня со временем образовалось великое множество во всех частях Германии. Одним словом, чувствовал я себя там легко и свободно, не хуже, чем дома. А вот обратный путь на Родину, по прямой через Польшу, в то время был совсем не безопасен. Поэтому по ходу дела, приходилось осваивать альтернативные маршруты.

Вплоть до экзотических. У меня, например, был накатан такой: по Германии до Путгардена, затем на пароме в Данию, по Дании 200 км до Копенгагена, затем в туннеле под морем до Мальмо, затем почти 700 км по Швеции до Стокгольма, оттуда на пароме в Финляндию, далее Торфяновка либо Брусничное, Питер, Новгород, Тверь, ну а там и до столицы рукой подать. Весело, правда… А единственным средством навигации, в то время, были атласы и бумажные карты. Но Стокгольм и Хельсинки я выучил уже и без карты. Расписание всех паромов тоже знал наизусть, Отвлекся….

В общем, вышло из этой затеи с попутным грузом в виде одного-единственного мотоцикла, то, что я даже представить себе не мог. Я еще не успел доехать с этим мотоциклом  до дома, а на МКАДе, переминаясь с ного на ногу, меня уже встречал покупатель на другом микроавтобусе.  Он был немногословен: – Это вы тут из Германии импортный мотоцикл везёте? Давайте его скорее сюда перегрузим… В следующую поездку я купил уже 2 мотоцикла, а в следующую целых 3. Потом микроавтобусов мне стало мало, и я стал покупать В Германии под каждую ходку грузовички, все побольше и побольше. Благо продавались эти грузовики в России достаточно шустро, а содержимое их кузова ещё шустрее. Я их называл «чемоданами». Так, как постепенно, основное назначение купленного грузовика, сводилось именно к этой функции. То,что я зарабатывал с продажи самого грузовика, меня интересовало все меньше и меньше. Ну что, говорю, «чемодан» вчера купил, сегодня получу на него транзитные номера (Zollkennenzeichen) и начну мотоциклы по Германии собирать. А самое замечательное в этой затее было то, что мотоциклы шли как бы попутным грузом. То есть все накладные расходы по их транспортировке до Москвы, закладывались в стоимость «чемодана». А поскольку растамаживал мотоциклы  я прямо на границе в Калининграде на физ. лицо и ПТСы получал прямо там же на пограничном переходе, то себестоимость самих мотоциклов сводилась всего к двум пунктам – цена в Германии и таможенные платежи. Ну, не считая незначительных расходов на «проходы границ». Никаких тебе брокеров, СВХ, СБКТСов и ЭПТСов.  Короче халява полная. Эх, сейчас бы такое ценообразование!  Нынче на каждый мотоцикл, купленный в Германии, пока он доберется до места назначения и будет легализован в РФ в качестве транспортного средства, ложиться примерно 1000 евро, в виде транспортных расходов, брокеров, СВХ, СБКТС, ЭПТС и прочих, совершенно бессмысленных инструментов по отжатию денег у населения. И, это не считая, непосредственно самих таможенных платежей, которые на 2021 год составляют примерно 42% от таможенной стоимости мотоцикла.  Подробно процесс растаможки я расписал тут. А курс рубля, в те времена, был такой, что я себе вообще все, включая продукты питания, покупал в Германии впрок, до следующей поездки. Выходило дешевле, чем дома.

Таможня в Бохуме

Короче, пошло-поехало. И пошло настолько динамично, что я просто был к этому не готов. Я просто не успевал и ездить в Германию за грузовиками и мотоциклами и одновременно решать все текущие вопросы тут. На фоне объема привозимых мотоциклов, грузовики и микроавтобусы, как средство заработка, меня уже перестали интересовать. Появился постоянный партнер — немец, со своим, в то время еще не очень большим, гешефтом — «Motorrad Bishoff GmbH». Ну, примерно с десяток мотоциклов у него находилось перманентно в обороте для продажи на внутреннем рынке.  Так вот, благодаря динамичному развитию событий в области нашего сотрудничества, размеры этого гешефта стали расти стремительно и существенно.

Уже через полгода размера прежних площадей стало не хватать и ему пришлось переехать на новое место.  Мне уже не приходилось самому мотаться по всей Германии и собирать мотоциклы. Эта часть гешефта теперь лежала на нем. Специально под это дело было куплено два микроавтобуса и два прицепа. Появился напарник, с которым мы просто приезжали в Германию, загружали уже купленные специально для нас мотоциклы, оформляли в местной таможне всю экспортную документацию и выдвигались в обратный путь в сторону родины. Но не прямиком, а обратная дорога по прежнему лежала через Калининград, где мы, к тому времени, уже обзавелись постоянным таможенным брокером, который производил таможенное оформление наших мотоциклов под ключ. В Москву мотоциклы приезжали уже с российскими ПТСами. Все было отработано и шло своим чередом. И, надо заметить, не плохо шло

И вот, как-то, наш таможенный брокер, видимо обратив внимание на частоту наших поездок и на то, что мы у него стали чуть ли не основным клиентом, предложил нам в добавок к таможенному оформлению еще и свои транспортные услуги. Специально под наши задачи в Голландии был приобретен двухъярусный полуприцеп, замечательно подходящий для перевозки наших мотоциклов. Теперь мы просто прилетали В Германию, загружали автопоезд, оформляли в немецкой таможне экспортную документацию и улетали обратно в Москву.   Через неделю встречали там уже растаможенные мотоциклы с ПТСами..  Автопоезд только успевал курсировать. Теперь узким местом стало то, что бедный Франк (немецкий партнёр) с трудом успевал набрать требуемое количество мотоциклов в промежутках между «ходками». И все шло настолько замечательно, что интуитивно я понимал – так хорошо все долго продолжаться не может. Чутье не подвело. Наступил 2014 год….

Я очень люблю Крым. Еще во времена СССР, совсем мальцом, родители меня возили туда по всяким ведомственные санаториям и пансионатам. До сих пор в памяти прочно сидит детский санаторий им. Шевченко в Евпатории, принадлежавший ведомству ЦК КПСС, в котором и трудился мой отец. В зрелом возрасте, после распада СССР, когда Крым стал принадлежать  иному государству, я охотно продолжал туда ездить. Сначала с друзьями-студентами, а позже с семьей (но бывало и наоборот). И мне не давал покоя тот факт, что исконно российский Крым, который завоевывал князь Потемкин, и который в 1783 году  указом Екатерины Второй был присоединён вместе с Таманским полуостровом к Российской Империи,  уже дважды на моей памяти, успел сменить  владельца. Первый раз с подачи недоумка Хруща, а повторно его слил в Беловежской пуще не совсем трезвый Б.Н. Ельцин.

Каждый раз, приезжай в Крым и восхищаясь его красотой, я тут же, нудно и методично, без толики сарказма, начинал выносить мозг всем, с кем я туда приезжал, что это какое-то историческое недоразумение, и Крым надо непременно вернуть!

И вот наступил 2014 год. Мечта осуществилась. Вслед за падением рубля стал падать и хорошо отлаженный бизнес. Не мудрено – весь импорт у нас в стране наглухо привязан к курсу рубля по отношению к основным мировым валютам.   А как оказалось, и не только импорт.  На какое-то время все замерло. Еще вчера, при курсе евро 40, какой-нибудь Transalp 600V стоил 170 тыс. руб., а сегодня, при курсе евро в 65 он уже в закупке обходиться в 270 тыс. Еще вчера средняя реальная зарплата, в пересчете на доллары была две тысячи, а теперь не дотягивает и до одной. Еще вчера большинство из нас  могли себе позволить отпуск в Испании, на Кубе, горные лыжи в Альпах, а Турция и Болгария считались чуть ли не дурным тоном. А теперь даже Крым стал многим не по карману. Потребитель явно был не готов к такому повороту событий.  И если автомобили по новому курсу еще покупали, то мотоциклы, которые явно не попадают под определение «товары первой необходимости», на какое-то время встали наглухо.. Но тут же стали активно выгребать старые запасы, привезенные по старому курсу и всю «вторичку  Свежий импорт застыл примерно на год. Ну сами прикиньте.  Какой-то Вася из отдаленной губернии, несколько лет назад купил себе мотоцикл за 150 тыс. руб. А теперь, вдруг , у него этот мот охотно забирают за 170. Василий счастлив. Пятилетку откатал, да еще «двадцатка в гору».  В школе он учился плохо, а курс рубля ему вообще по барабану. Основные знаковые индикаторы благосостояния населения,  как то водка, сигареты, колбаса  гречка, бензин, подорожать еще не успели. И ему не в домёк, что через год, когда ценники, абсолютно на все, начнут подтягиваться к новому курсу рубля, он на свои вырученные за мотоцикл 170 тыщ, вообще ничего похожего уже не купит. И только лишь через год, когда всю эту «вторичку» уже успели по несколько раз перепродать и укатать до непотребного состояния, очень осторожно, начали проявлять интерес к новым поступлениям. А ценники в этих поступлениях были такие, что самим смотреть страшно…. Да вот тут пост №8 гляньте. Это мое объявление 2014 года о продаже дельтика. Как быстро все изменилось в течении полугода.

В общем, бизнес стал балансировать на грани рентабельности. Партнер, последнее время не выполняющий никаких значимых функций еще какое-то время держался в качестве бесполезного балласта. А потом (помните Вицина – да я на русалках больше заработаю) махнув рукой, со словами – да я в такси больше заработаю, покинул наш могучий синдикат. Франк (немецкий партнер) тоже стал подавать признаки недовольства. Мол не может он платить по шесть тысяч евро в год за аренду, плюс все налоги, когда фура стала ходить всего раз в год, против 4-5 в прежние времена. Недовольство стали проявлять и брокеры – владельцы фуры. В общем года два шел просто процесс выживания. Одна за другой стали схлопываться и все мелкие конторки в Москве по соседству от меня, которые глядя на меня решили скопировать бизнес. Оказалось, не так все просто и сладко, как они думали. Один такой умник, без зазрения совести, прямо на территории нашего ГСК, решил скопировать мой бизнес вообще полностью и стал возить именно те же модели, на которых я специализировался  и которые до меня из Германии возили в единичных экземплярах — Трансальп, Африка, Варадеро. Он даже статьи из моего сайта содрал один в один, не удосужившись поменять в них имена и географические названия.

В общем настали не лучшие времена и что бы держаться на плаву пришлось, на время, как-то реконструировать свой гешефт и частично откатиться в прошлое. С Франком порешили так.

Я сам арендую ангар в Gewerbegebiet (промзона, что бы подешевле аренда была) для сбора и хранения мотоциклов. Собирать мотоциклы по Германии буду тоже сам. Его задача сидеть в интернете, искать интересные варианты, связываться с продавцами и «делать ценник». Торговаться по цене, у себя на родине, ему, как закоренелому хендлеру, гораздо сподручнее.

Я же прилетаю в Германию на 4-5 дней, беру в аренду бус , и в путь – собирать то, что он там нарыл. Пока я еду куда-нибудь, к примеру в Кёльн, за одним мотоциклом, он находит что-то еще и шлет мне на вотцап координаты, где меня уже ждет следующий. Таким образом, за день мне удавалось собрать и привезти на базу максимум 3 мотоцикла. Больше и в бус не входит и времени, обычно, не остаётся. В среднем, что бы собрать 3 мотоцикла, за день приходилось проезжать по Германии 400-600 км. Бывало и намного больше. Иногда до тысячи. Маршрут, конечно, старались строить упорядоченно, что бы в один день проработать одно направление. Ну, к примеру, Франкфурт на Майне, и все, что, хотя бы приблизительно, в этом же направлении. В, общем, за одну ходку в Германию (4-5 дней) я проезжал около 2500-3000 км и мог собрать максимум 10-12 мотоциклов. Больше не получалось. А на фуре их 30. Стало быть, чтобы скомплектовать фуру, следовало 3 раза слетать в Германию. Но и это не пугало. Проблема была в другом. О прежних, до крымских, доходах, оставалось толь вспоминать с грустью, но процесс стал более-менее налаживаться. Но едва все ценники успевали подтянуться к новому курсу рубля, как непременно следовало его очередное падение. В общем четко сформировалась такая система. Новый привоз стоит себе без движений,  не вызывая интереса покупателей, пока не выгребут предыдущие запасы, привезенные по курсу значительно отличному от нынешнего. И так из года в год.

Вернули Крым. Только ожидаемой радости от свершившейся мечты, почему-то нет. Только непонятное послевкусие. Слишком высокую цену пришлось заплатить. Еще хорошо, что отделались только деньгами….
Продолжение следует….