Примерно в 30 километрах от Мюнстера (Nordrhein-Westfalen). Находиться маленький немецкий городок Дюльмен. С 2000 года (и по сей день) я там снимаю комнату у своего хорошего знакомого немца – выходца из Казахстана. Поскольку до 2014 года поездки в Германию были с периодичностью чуть ли не каждый месяц, то это было явно удобнее и дешевле, чем мотаться по отелям. Даже вещи с собой возить не приходилось.
Прямо на выезде из города на автобан А-43 находиться гипермаркет Real. Как-то само вошло в традицию, что выдвигаясь в обратный путь в сторону Москвы, на очередной, приобретенной в Германии машине, я непременно заезжал в это Реал с целю затариться качественным алкоголем, съедобным сыром и пополнить запасы провизии на обратный, неблизкий путь. Я уже давно заметил, что все, купленное в этом Реале, сильно отличается от того, что покупалось в одноименном гипермаркете в Москве на Бесединском шоссе. Стиральный порошок стирает, лезвия бреют, а сыр….так его есть можно. Бывают там и не плохие шмотки, и техника по акции.
Дело было примерно где-то в 2008 году. Ну или что-то около этого. Гнал я какую-то непрофильную легковушку (по моему БМВ Е-39, не суть. Профильными были микроавтобусы и грузовички)). Как обычно заруливаю в этот Реал. И попался мне там на глаза утюг. Самый обыкновенный утюг с парогенератором, производства какой-то малоизвестной немецкой фирмы. В принципе мне этот утюг был на фиг не нужен. Но цена по акции 7,99 евро не дала мне спокойно пройти мимо. Не знаю зачем, но я его купил. Так, чисто из жадности, на всякий случай. Бросил, его вместе с остальными покупками в багажник, и признаться, уже через несколько часов и вовсе забыл про его существование. Далее самая обычная рутинная дорога через Польшу на Калининград. Там, прямо на погранпереходе Мамоново, без всяких депозитов, растамаживаю машину и тут же получаю российский ПТС (вот были времена!). Затем заезжаю в сам Калининград для получения транзитных номеров, а далее, все, как обычно — на Чернышевское и через Литву на Беларусь. И вот Белорусская граница, погранпереход Каменный Лог. Очередь «по легковой» часов на 14, а «по грузовой», судя по «хвосту», вообще на несколько суток. И вот, наконец, прохожу паспортный контроль, а затем заезжаю в зону таможенного контроля. Поскольку машина уже растаможена и на российских транзитных номерах, делать мне там особо нечего. Так, формальности. Типа – откройте багажник, — а что везем, а, личные вещи… алкоголя по норме, ну ладно, закры….погодите минуточку – а что это в той коробке? Я пытаюсь вспомнить что это вообще за коробка.. –а, это? … это утюг. Вот купил по случаю.
-Утюг??? Таможенник смотрит, как будто обнаружил коробку с наркотиками.
— Ну, да, утюг. А что такого? Это ж не коммерческая партия. Один утюг для личного пользования. По весу легко проходит в беспошлинный порог 35 кг на человека. По цене тоже со свистом – явно дешевле 1000 долл. Там чек должен быть. Показать?
-Поймаете, дело в том, что согласно белорусскому законодательству требуется уплата таможенной пошлины за абсолютно любые ввозимые на территорию Белоруссии, электроприборы. И называет номер какого-то там постановления.
-Послушайте, говорю, номера калининградские видите? Я вообще из Калининграда еду, и утюг там купил.
-Где вы его купили совершенно не важно, а сейчас вы пересекаете Литовско-Белорусскую границу. Значит выезжаете из Литвы. И утюг вывозите, соответственно из Литвы и ввозите в Беларусь. А если вы его везете из Калининграда, значит вам надо было при пересечении границы Калининград-Литва внести его в таможенную декларацию. И все, не было бы никаких проблем. Есть декларация?
Ну, что тут возразишь? Де-юре он абсолютно прав. Я и сам, в общем-то все это знаю. Не знал я только про это, мутное постановление с электроприборами. Оно же, кстати, касалось и абсолютно всех стройматериалов. Я даже вспомнил, что как раз на днях, пока стояли в очереди на заезд в Литву, кто-то рассказывал, что совсем недавно, на этом же переходе, какого-то товарища заставили растамаживать древний транзисторный приемник «Юность» времен СССР, который он опрометчиво забрал в подарок у своего литовского знакомого.
Ладно, чего время терять. –А каков размер таможенной пошлины за этот утюг?
Таможенник смотрит в какой-то справочник. – Три евро, говорит.
-Тфу ты, дел-то, время дороже. Конечно, давайте оплачу, и скорее дальше поеду.
-Видите вон там здание, где грузовые машины с грузами оформляются? Вам надо сейчас пойти туда и оформить электронную декларацию. В любое окошко обратитесь, они там все знают.
-Что, вместе с грузовиками? Там же очередь вон какая.
— Ну попросите их. Скажите, что вы с «легковой» пришли и у вас только один утюг. Да вы там не один такой будет. Видите, вон мужик с банкой краски под мышкой туда же побежал (стройматериал, однако). Вот за ним и идите. Только утюг с собой прихватите, им надо в декларации код товара указать.
Я уже начинаю осознавать, что вся эта процедура может затянуться на долго. Даже на очень долго.
-Послушайте, говорю, а могу я этот утюг вашему могучему государству подарить? Ну, или просто выбросить?
-Вы находитесь в зоне таможенного контроля. Здесь ничего выбрасывать нельзя. Возвращайтесь в Литву, там выбрасывайте, и заезжайте по новой, без утюга.
Ага, я 14 часов в очереди отстоял, чтобы сейчас вот тут находиться.
Ладно, что время терять, пошел. Захожу в здание, там по периметру, равномерно, размазались человек 100-120 дальнобойщиков. Это те, кто уже прошел «паспортный» и заехал на территорию «зоны таможенного контроля».
-А где тут электронную декларацию оформить можно?
-В любое окно занимай. Мы тут все именно за этим и стоим – что бы «электронку набить».
-Слушайте, меня тут с «легковой» сюда отправили. У меня всего один утюг…. Ну себе типа, купил.
Ну, во-первых, не одного тебя сюда с «легковой» отправили. Вон вас сколько – кто с феном, кто с банкой краски, кто с телевизором. Ты вот с утюгом. А во-вторых какая разница? Декларация один в один– что на один утюг, что на целую фуру утюгов, по времени ровно столько же занимает. Ладно, хрен с тобой – иди вперед меня. Мы тут на работе, люди привычные.
Я радостный такой сую голову в окошко… — вот говорю, мне бы электронку на один утюг набить треба.
— Давайте ваш «загранпаспорт». Я пока оформлять буду, а вы идите вон в то окошко, где «касса» написано. Оплачивайте пока «услугу по оформлению электронной декларации», и обратно сюда возвращайтесь.
Дает квитанцию на оплату. Мельком замечаю цифру с немыслимым количеством нулей. На ходу соображаю, что это в белорусских рублях. Ну да ладно, у них тут, вроде буханка хлеба около ляма стоит. Даю квитанцию в кассу.
-только у меня этих ваших белорусских рублей нема… у меня эти самые, ну евро есть.
-да не проблема, вон в соседнем окошке обменник. Там вам все в лучшем виде «отконвертируют» (чувствую в голосе нотку сарказма, но пока не понимаю причины) . Но дама из окошка продолжает — Курс там, конечно, не очень… но других вариантов нет (моржа по курсу оказалась еще покруче, чем на прилете в «Шереметьево» — процентов тридцать от реального курса)
— а вы мне хоть скажите, сколько евро мне надо поменять, что бы требуемая сумма вышла?
— сейчас прикинем…. Вам надо поменять ….. двадцать восемь евро.
— сколько-сколько, переспрашиваю? Двадцать восемь евро за декларацию на один утюг, чтобы оплатить таможенную пошлину три евро?
-А какая разница, что один утюг, что целая фура 10 тысяч утюгов, декларация точно такая же. И стоимость оформления этой декларации тоже точно такая же! И уж совсем не зависит ни от наименования товаров, ни от количества, ни от их стоимости.
Ладно, сую в окошко 30 евро.
-Сдачу дам белорусскими рублями. Мелких евро у нас не бывает. Они вам все равно сейчас понадобятся. Вам еще надо будет вон в том окошке две ксерокопии загранпаспорта сделать. Как раз по 1 евро за штуку (типа по нашему курсу).
— Да мне уже все равно, хоть бразильскими крузейро. Слушай, а тебе утюг не нужен?
Дама из окошка смотрит на меня выпученными глазами. Ладно, говорю, забудь. Квитанцию давай.
Затем бреду обратно на «легковую» и встаю в очередь кассы самой таможни. Оплачиваю три евро таможенной пошлины и вот, наконец-то заветный ТПО (таможенный приходный ордер) на это гребаный утюг, у меня на руках. На все про все какие-то четыре часа.
— Счастливого пути! Только чувство такое, что тебя только что в переходе «напёрсточники сделали».
А я тут же вспоминаю таможенный пост на Добролюбова в Москве. Там, как и на любом другом таможенном посту, перед тем, подать документы на растаможку автомобиля непосредственно таможенному инспектору, необходимо было преодолеть искусственное препятствие, в виде «услуг декларантов и СВХ». Ясень пень, что все это были частные лавочки, никакого непосредственного отношения к самой таможне, не имеющие. Зато имеющие отношение к чиновникам разного уровня. Сам чиновник заниматься бизнесом по закону не может. Но зато легко может оказать содействие на всех уровнях, в организации подобной брокерской конторы. А возглавляет эту контору, как мы все уже догадались, зять или племянник этого слуги народа. Совершенно бесполезная структура. Чисто инструмент по отжатию денег у населения. В данном случае это выглядело так. За 4700 рублей (170 долл. по курсу на то время) эта фирма, как бы подготавливала вам «полный пакет документов» для подачи в таможню. Этот пакет состоял из пачки ксерокопий всего, чего только возможно, каких-то отпечатанных формуляров и бланков и прочего, никому не нужного мусора. Затем вся эта кипа бумаг, толщиной около одного сантиметра, подавалась в окошко таможенному инспектору. Тот, разговаривая по мобильному телефону и даже, не глядя в сторону этой кипы, натренированным движением руки (как профессиональный картёжник-катала) , ловко отделял снизу четыре нужные бумажки (бриф, фарцойгшайн, рукописную декларацию и акт таможенного осмотра), а другой рукой, всю остальную, никому не нужную пачку, стоимостью 4700 рублей, так же ловко и бесцеремонно, у вас на глазах, отправлял в мусорную корзину. Поскольку размеров простой корзины хватало только на 3-4 захода, а процедура была уже хорошо отлажена, то за спиной, под эти цели, предусмотрительно размещались ящики внушительных размеров. И главное, все всё прекрасно понимали….
А вот вам еще несколько коротеньких эпизодов.
У одного моего знакомого белорусские таможенники конфисковали 5 тыс. евро.
Сами же спровоцировали его проехать по зеленому коридору и тут же приняли.
Как цыгане, блин. Видят, что он в этих вопроса немного лоханутый, вот и обработали.
-у вас есть, что декларировать? .. а нет, тогда тут проезжайте. И тут же – а может у вас валюта есть? Как так??? , а почему не задекларировали? Будем оформлять.
Во времена, когда мы еще возили мотоциклы из Германии попутным грузом, на купленных там же микроавтобусах и грузовиках, мы прокладывали их между собой, старыми покрышками со свалки. И имели, порой, с этими покрышками, на белорусской границе большие проблемы .
— ТПО или декларация на резину есть. Нет? Тогда надо растамаживать.
-Так она же старая, на выброс.
— Какая разница. Хоть камней навалите. Все, на что таможенная стоимость не определена идет по ставке 4 евро за килограмм.
А с 2012 года ввоз в страну абсолютно любых б/у покрышек и вовсе запретили.
Или вот еще. Покупаю в Германии мотоцикл. А у него аккумулятор дохлый. Немец любезно дает в придачу абсолютно новый аккумулятор, прямо в коробочке. Кладу его без задней мысли в кофр. И вот белорусская граница.
-А что это у вас в чемоданчике? Аккумулятор? Это ж запчасти!
— На самом мотоцикле аккумулятор мертвый. Вот и дали вместо него.
-Значит надо было старый выкинуть, а новый поставить. А раз лежит отдельно, значит запчасть. Надо растамаживать. А дальше все, как с утюгом.
У водителя фуры в дороге, где-то в Литве развалилась передняя ступица. Дотянул до грузового сервиса. Все починили. Свои старые запчасти он бережно упаковал в коробку от новых и предусмотрительно взял с собой. Что бы показать их шефу (хозяину фуры) и отчитаться за потраченные на ремонт деньги. На погран переходе таможня эти запчасти обнаружила и едва не оформила ему статью контрабанда. Еле выкрутился. Как-то там договорился.
Вообще, при общении с белорусской таможней, следует проявлять особую осторожность и не терять бдительность. К примеру, за пару пачек сигарет сверх установленных лимитов, вам могут пришить контрабанду. А поскольку едете вы на машине, то суд может определить ваш автомобиль, как средство провоза контрабанды, и соответственно, арестовать ваш автомобиль. До дальнейшего решения суда. А там могут и конфисковать.