Возврат НДС за мотоцикл и не только

ПРЕЖДЕ, ЧЕМ НАПИСАТЬ НА КАКОМ НИБУДЬ ФОРУМЕ ОЧЕРЕДНУЮ НЕСУСВЕТНУЮ ГЛУПОСТЬ ПО ПОВОДУ ВОЗВРАТА НДС,  ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ ЭТУ СТАТЬЮ!  НЕ ВВОДИТЕ ЛЮДЕЙ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ И НЕ БУДЬТЕ ПОСМЕШИЩЕМ ДЛЯ ТЕХ, КТО РАЗБИРАЕТСЯ В ЭТОМ ВОПРОСЕ!

Как-то раз, просматривая форумы на дружественном сайте, я случайно набрёл на пост, где один товарищ, заговорщицки, поведал миру великую тайну по поводу импортёров мототехники:

— А вы знаете, что они на границе в таможне за мотоциклы обратно НДС получают…

 Я чуть со стула не грохнулся от такой осведомленности. Особенно порадовала формулировка. Товарищ, видно, где-то случайно услышал слово  Мерверштоер (MwSt), но, явно, не представляет себе,  все процессы, с этим словом связанные.

  Находясь много лет в этом бизнесе, и имея, по случаю, родственное образование, имею возможность подробно осветить этот вопрос.

Что такое Mehrwertsteuer (MwSt), по английски — VAT. Это аналог нашего НДС. Далее, для краткости, просто: штоер (он же Mehrwertsteuer, он же  MwSt, он же НДС). Косвенный налог, которым в большинстве стран, не облагаются товары, предназначенные для вывоза за границу (экспорта). Ставкаи НДС дифференцированные. На большинство товаров и услуг в Германии составляет 19%. Но есть исключения. Например, на железнодорожные билеты только 7%. А некоторые товары и услуги не облагаются вовсе.

При перемещении товаров (вывозе) за пределы ЕС, в некоторых случаях (увы, не во всех), можно этот Mehrwertsteuer вернуть.  Что Вы, в упрощенной форме, и пытаетесь сделать, бегая  по европейским аэропортам, за час до вылета, с квадратными глазами,  чеком Tax-free в руках,  и вопросом «а где тут таможня деньги возвращает»? Так вот господа, усвойте раз и навсегда! Никаких денег таможня никому и никогда не возвращает,  делать этого не должна, и не может по определению!!! Все, что должна сделать таможня — это засвидетельствовать своей отметкой в ваших экспортных бумагах (одной разновидностью  из которых является чек Tax-fre)  то, что приобретенные вами на территории ЕС товары, убывают за её пределы. Всё!!! Больше вам таможня ничего не должна. Далее вам предстоит иметь дело с тем, кто вам эти товары продал. В этом случае вы получите всю сумму НДС целиком. Но дело это слишком хлопотное и трудоёмкое, и лишь в редких случаях имеет экономическую целесообразность.  Либо, если у Вас на руках чек Tax-free, то вы буде иметь дело с фирмой-посредником Global Cash Refund, представительства которой есть во всех международных аэропортах и именуются «пункт выплаты Tax-free» .   Но в этом случае вы получаете на руки лишь 20-60% от суммы НДС, но происходит это быстро, и без особых усилий.  Что такое чек Tax-free и вообще, как работает система Global Cash Refund мы рассмотрим ниже.

Теперь давайте разберемся на какие виды товаров этот НДС можно вернуть, и что для этого требуется. Рассмотрим на примере транспортных средств, но все, в равной мере, относится и к остальным товарам. Для возврата НДС необходимо соблюдения ряда условий.

    Условие первое и самое главное. Что бы этот самый НДС   (MwSt)  на данном экземпляре товара, ( в том числе транспортного средства) вообще был! Что это значит. Допустим какому-то автомобилю (трактору, снегоходу, мотоциклу, не важно) уже несколько лет от роду. За эти несколько лет он может поменять несколько владельцев, тоже допускается. Главное условие, что бы все владельцы были юр. лицами. Если хоть раз, за время своего существования, данный экземпляр побывал в частных руках (privat), то никакого MwSt  нет и уже никогда не будет по определению. Если мы говорим о транспортных средствах, то этому условию отвечают, как правило: вся новая техника, большинство б/у грузовых автомобилей и прицепов, автобусы и микроавтобусы, почти вся спецтехника.  Реже легковые (обычно дорогие) автомобили, и лишь в исключительных случаях — б/у мотоциклы. Владельцами почти всех б/у мотоциклов являются физ. лица. Откуда там НДС?

   Если мы говорим о товарах вообще, то это новые товары, которые продаёт юр. лицо.  Если любой товар продает  частник (он же физик), то никакого НДС на этом товаре нет и быть не может. НДС безвозмездно поступает в доход государства, в тот самый момент, когда этот товар был впервые продан конечному потребителю — физическому лицу.  Все! Процесс необратимый! Еще раз — никакого НДС нет и быть не может на товарах приобретенных у частных лиц. Так, что, если вы нашли на Ebay глушитель, то примите во внимание то, что никакого НДС там нет и в помине. И не пишите на форумах всякие глупости.

К слову, запасные части для техники любого назначения (автомобильной, мотоциклетной, специальной и  строительной, авиационной, водной и любой другой) — это самая «тяжелая» в плане возврата НДС, категория товаров. Если продавец фирма  и покупатель тоже фирма (в просторечии юр-юр), то проблем, как правило, не возникает. А вот если покупатель физик, то тут начинаются проблемы. Куча ограничений и сложностей. А чек Tax-free  на запчасти вообще не оформляется, а если, по незнанию, вам его и оформят, то ничего по нему не выплатят. Не работает фирма Global Cash Refund с этой категорией товаров.

Условие второе, не менее важное. Продавец должен этот  MwSt выделить и заявить. Т.е. обозначить в объявлении о продаже ТС свое намеренье этот MwSt  выплатить.  Во всех таких объявлениях, сразу после цены, стоит  фраза MwSt  ausweisbahr. Далее идёт расшифвока: цена брутто = цена нетто + мерверштоер. Если этой фразы (MwSt ausweisbahr) в объявлении нет, то это значит, что товар продаётся согласно параграфу 25а налогового кодекса (Par. 25a), и про MwSt  можно забыть.

Если эти два условия соблюдены, то про такой автомобиль, мотоцикл, трактор, прицеп — любое ТС, говорят — он(о)  «на штоере».

Теперь, ради любопытства, зайдите на mobile.de или   motoscout24.de и посмотрите, много ли объявлений о продаже б/у мотоциклов начинается с этой фразы.   Я лично, за все годы, лишь дважды встречал б/у мотоциклы «на штоере». В обоих случаях сумма штоера была небольшой и связываться с его оформлением было нерентабельно. Оди раз даже заморочился — получилось «себе дороже». Почему нерентабельно — поймёте по ходу пьессы.

Во времена, когда пригон б/у автомобилей из Германии был на пике популярности, легковые автомобили «на штоере» вызывали у наших перегонщиков повышенный интерес. Продавцы, то же не дураки.  Всё понимают. Значит ценник на такой экземпляр, можнно подзадрать. Бывало, что, с учётом «головняка» по получению штоера, выходило почти «то же на то же».

И ещё момент. Если машина на штоере — значит владелец —  фирма. Тут весь лизинг, прокатная техника, разгонная техника, и т.д. Значит, не стоит надеяться, что состояние автомобиля, будет таким же, как купленного у частного лица (privat).

Предположим, первые два условия соблюдены.

Далее, обязательно связываемся с продавцом и всё уточняем. Как показывает практика, вариантов может быть множество. Было дело, проделав путь в 300 км, для покупки микроавтобуса по объявлению, в котором мерверштоер был чётко заявлен, продавец с невинной мордой, заявляет, что никакой Mehrwertsteuer оформлять и выплачивать не намерен. На наше недоуменнее – как!? тут же ясно написано: MwSt  ausweisbahr,  получаем  ответ: —  ну и что, что написано. Оно мне нада, с вашими штоерами связываться?  Да, MwSt  на ТС присутствует. Если хотите,  переписывайте его на любую немецкую фирму и пусть она через себя этот штоер проводит.  ????   Такую фирму найти в Германии не проблема – любой русскоговорящий Autohaus, с удовольствием подпишется.  Только работают все эти фирмы, в отличие от «наводчика» Барского, не из пяти процентов, а из половины. Т.е .всё проведут через свою бухгалтерию и отдатут вам на руки 50%.

Забегая вперёд скажу, что, примерно по этому же принципу работает вся система Global Сash Refund  Tax-free.

А некоторые фирмы в Германии вообще не желают оформлять мерверштоер на физ. лицо (имеется в виду физик — покупатель).  Без объяснения причин. Только, если покупателем является юр. лицо.. Например многие фирменные салоны  « Beresa» (Мерседес) . В этом случае опять нужно искать фирму-посредника, которая, за «долю малую» «проведёт» штоер через себя. Т.е., как бы купит этот Мерседес у Березы себе, а потом продаст Вам.

 Далее. Допустим штоер в цене присутствует, продавец заявил его наличие, и свою готовность его выплатить. Обязательно уточняем с какой суммы будет штоер. Если Вы купили автомобиль, например, за 20.000 евро, а в Kaufvertrag (купчей) или Rechnung (счёт) указано  только 10.000, то штоер будет начислен именно с этой суммы. Кстати. Решите мне попутно задачку. Если цена товара брутто составляет 10.000 евро.  Сколько из этих 10.000 будет цена нетто, а сколько составляет мерверштоер (19%)?   8100 и 1900 ответ не верный. Правильный ответ:  8403.36 – цена нетто  и 1596.64 – мерверштоер. Если к 8403.36 прибавить 19% получаем в аккурат 10000. Читайте учебники.

Предположим, все предыдущие пункты соблюдены. Теперь вам следует оформить Ausfuhrbescheinigung– таможенную декларацию на вывоз, установленного образца. Последнее время в электронном виде. Хорошо, если фирма, с которой Вы имеете дело, постоянно торгует на экспорт. В этом случае они, обычно, эти декларации делают сами.  Но очень часто продавец  Вам просто отдаёт на руки Rechnung  и делайте этот Ausfuhr сами, где хотите. В этом случае вам следует поехать в любую фирму Spedition, которая вам оформит эту декларацию за 25-40 евро.

Далее, берёте все эти бумаги и едете в региональный Zoll (таможня), именно того района, где купили ТС. К стати, часто  Spedition, находится в непосредственной близости от Zoll. И если Ausfuhr в электронном виде, то они сами пересылают его в Zoll. Затем из  ZOLL выходит Zollbeamter (таможенник) и сверяет VIN на вашем автомобиле и во всех документах. Затем Zollbeamter  уныло бредёт обратно, к себе в бюро и, предварительно спросив вас,  на каком именно пограничном переходе вы будете пересекать последнюю границу ЕС,  вносит все данные в компьютер и отправляет эти данные (в электронном виде) именно на этот пограничный переход. А Вам на руки даёт бумажную копию со штампом (по старинке), либо электронную, со штрих-кодом. Последнее время многие Zoll отказываются принимать документы, если автомобиль не на Zollkennenzeichen (транзитные номера с красным полем) . Kurzkennenzeihen, т.е пятидневные с жёлтым полем, не канают. Всё. Документы на вывоз подготовлены.

Далее. Когда будете пересекать границу последней страны, входящей в ЕС (Польша, Финляндия, Литва и т.д), после прохождения паспортного контроля, Вам следует подойти в таможню погранперехода  и дать инспектору   этот Ausfuhrbescheinigung, что бы он завершил процедуру вывоза. Он внесёт в компьютер данные, которые будут видны в немецком Цоле, а вам на Ausfuhrbescheinigung поставит штампик.  Всё. Процедура вывоза закрыта. На слэнге перегонщиков она называется «отбить штоер».

Но до денег ещё далеко.

Еще на самом первом этапе, Вам следует обсудить с продавцом процесс возврата денег. Если Вы, время от времени, бываете в том месте, где была совершена покупка, то всё просто. В следующую поездку Вы лично передадите продавцу  Ausfuhrbescheinigung с отметкой пограничной таможни. Возможно, сразу после этого, он  отсчитает вам наличные. По сути авансом, из своих. Должен признать, что многие автоторговцы, для поддержания авторитета, именно так и поступают. Но делать  этого они  не обязаны. Ведь эти деньги они получат от государства, только в конце отчётного финансового периода, когда все бумаги пройдут через всякие там Цоли и Финанцамты. И то, не живыми деньгами, а в виде взаимозачётов по уплаченным налогам. Т.е. просто заплатят налогов на эту сумму меньше. Так, что продавец вправе сказать: — Оставьте все бумаги и загляните через несколько месяцев. Как только деньги увижу на балансе, так сразу отдам.

Если же Вы не планируете, в обозримом будущем, появляться в этом регионе, то можете переслать продавцу   Ausfuhrbescheinigung по почте, указав банковские реквизиты для перечисления средств. Риск, разумеется есть.

 Бывали случаи, когда, на самом последнем этапе, продавец просто отказывался выплачивать штоер. Под любым предлогом: не корректно оформлены документы, нет информации из  Zoll, не одобрил финанцамт, да мало ли. Нет и всё. Если хотите — можете в суд подавать. Был случай, когда, для получения штоера  пришлось подключть Rechtsanwalt (адвоката). Штоер, спустя полтора года, всётаки  «выломали», но на  адвоката ушло примерно 70 % от суммы всего штоера. Бывали случаи, когда Фирма — продавец просто исчезала. Была фирма, мы не отрицаем… Но она самоликвидировалась…..А бывали случаи, когда расходы, связанные с получением штоера, превышали сам штоер.

Так, что, уймите, до поры свой снобизм, дорогой товарищ. Не всё так просто.

Теперь рассмотрим, как обстоят дела с Товарами народного потребления. Да, в общем так же. С той лишь раздницей, что до определённой суммы (не помню, помоему до 2 тыс евро), вам не надо предъявлять товар в региональном Zoll (затаможивать). Достаточно предъявить его в таможне на пограничном переходе или аэропорту, и сделать соответствующую отметку в документах. Т. е подтвердить перемещение (вывоз) товара за пределы ЕС. А на самом первом этапе вместо  Ausfuhrbescheinigung выписывается Abnehmerbescheinigung für Umsatzsteuerzwecke bei Ausfuhren im Reiseverkehr — аналог первого. Звучит страшно, но на самом деле всё гораздо проще. Не надо никуда ехать. Формуляр зелёного цвета есть на любом, уважаюшем себя, гешефте. Продавец или клерк  могут сами выписать этот «шайн» на месте. Далее всё так же, как и случае с ТС.

 Теперь представьте себе. Приехали вы в отпуск в Европу и прикупили себе, по случаю,  шмоток на 1000-2000 Евро. Мерверштоер составляет, грубо, для Германии например, 160-320 евро. Едва ли из-за этой суммы, вы захотите углубляться во все упомянутые процессы. Просто нецелесообразно.

Вот тут-то и появляется на арене Tax-free. Что это такое? Это частная фирма, оператор-посредник международного уровня и мирового масштаба, которая за  30-70% в зависимости от суммы, берёт на себя все вышеперечисленные хлопоты. Global Cash Refund, Global Blue, Premier Tax Free, Euro Refand — все это представители сервисных компаний, специализирующихся на возврате НДС туристам, не желающим обременять себя лишней волокитой. Для возврата НДС  Вам не надо проделывать весь умопомрачительный объём работы, описанный выше.  Вам даже не надо повторно ехать к продавцу товара для получения наличности. Деньги Вы можете получить сразу, прямо в аэропорту вылета, в пункте  выплаты Taxfree (а не в таможне, как многие думают — у неё другие заботы)  предварительно предъявив товары и билет на самолёт, и отметив чек Taxfree в таможне аэропорта (отбив штоер). Вообще, деньги можно будет получить любой точке мира, где есть представительство   Global Cash Refund или пункт выплаты  Taxfree . Допустим, купили товар в Дюссельдорфе, а деньги можете получить в аэропорту Токио. Главное, что бы процедура вывоза была закрыта, т.е. чек Taxfree имел отметку таможни, что товыры выбыли з пределы сраны. Только получите Вы  не «полный штоер» (160) евро, как в случае, если бы проделали всё сами и оформили полноценный «аусфур», а примерно половину. Остальное фирма оставляет себе за услуги. По сути, выписывая, при покупке товара, Вам чек Taxfree,фирма выкупает ваши права на НДС и отдаёт вам «из своих» авансом. Но половину.  Потом, в течении длительного периода,  она будет проводить ваш НДС по всяким там цолям и финанцамтам. И деньги за Ваш НДС к ней на счёт поступят очень не скоро. Но это уже не Ваша забота.

Могу посоветовать: По возможности старайтесь затариваться в одном магазине и вписывать все товары в один чек Taxfree. Чем больше сумма в ОДНОМ чеке, тем больше, в процентном отношении, вы получите. Тарифная сетка расписана на конверте от чека. По одному чеку на 1000 евро, вы получите НАМНОГО больше, чем по 10 чекам на 100 евро каждый. Бывает имеет смысл докупить какую-нибудь безделушку за 10 евро, что бы попасть в следующую графу тарифной сетки.

И на последок, для полноты картины, один пример. Покупал, как-то в Германии достаточно дорогой телевизор Loewe, около 2000 евро. Говорю продавцу, мол, на экспорт, в РФ повезу. Он, с пониманием, достаёт чек  Taxfree. Неа, говорю, Ausfuhr  давай выпишем. Полный «штоер» 320 евро, а по чеку  Taxfree только 160. Он не понимает, что от него хотят — подавляющее большинство покупателей довольствуются чеком. Зовёт клерка. Выходит пожилая дама, которая, видимо,  «в теме» и без лишних слов оформляет мне зелёненький формуляр. «Отбиваю» этот формуляр на границе Польша-Белорусь и месяц спустя, в следующую поездку, вновь прихожу на этот гешефт, что бы забрать свой штоеор. А там другая дама, та в отпуске.  Даю ей «отбитый» аусфур. Теперь она не понимает, что от неё хотят. Видимо ни разу не сталкивалась. Говорю, звоните в региональный Zoll, там Вам всё объяснят. Звонит. Общаются минут 10. После этого с улыбкой и извинениями приносит 320 евро.

С уважением. Роман.

  1. myAnyName
    9 августа 2014 в 02:22 | #1

    Данке зер! Очень доходчиво написал, статья внесла ясность!

  2. Андрей
    12 декабря 2013 в 22:40 | #2

    Я всё прочитал. Спс если чо?! Связываться не буду.